В настоящее время на углу улиц Смо¬ленская и Докучаева запланировано строительство нового многоэтажного дома. Казалось бы, в этом нет ничего предосу¬дительного, ведь новое жильё вязьмичам очень необходимо. Но здесь возни¬кает проблема из за того, в каком месте намечается эта стройка. Исторические ис¬точники нам рассказывают, что этот уго¬лок Вязьмы имеет свою интереснейшую историю, уходящую в далёкий XVI век.

В своей статье «Устройство города Вязь¬мы до XVIII века...»; опубликованной в но¬вом сборнике «Вязьма с древних времён до наших дней» (2006 год, стр. 22), Вязем¬ский краевед О. Ф. Фёдоров нам пове¬ствует, что русский царь Иван Грозный в целях покорения Новгорода Великого
переселил многих новгородских купцов в Вязьму, Поэтому тогда наш город вырос в несколько раз, а на соединении дорог Смо¬ленской и Духовщинской (ныне ул. Доку¬чаева) появился православный храм в честь святых новгородских бессребренников Козьмы и Демьяна. По свидетельству пер¬вого Профессионального историка г. Вязь¬мы И. П. Виноградова, по названию этого храма вся окрестность стала именоваться Космодемьянской стороной (И.П. Виногра¬дов «Исторический очерк...», М., 1890 г., стр. 27-28). Церковь Козьмы и Демьяна упоминается и в начале XVII века в Вяземских писцовых книгах князя И. Ф. Волконского за 1627 год, опубликованных И, П. Виног¬радовым в «Смоленских епархиальных ведомостях» в 1882 году.
В 1690 году при Петре I вяземским куп¬цом О. Ф. Коноплиным на месте старого деревянного был построен новый камен¬ный храм, освящённый во имя святителя Николая. А. В. Санковский в «Кратком опи¬сании церквей Смоленской епархии» за 1898 год поясняет, что предел этой церк¬ви, посвященный святым Козьме и Демь¬яну, впоследствии был переименован в честь иконы Скорбящей Богоматери.
Интересен и другой факт. При Николь¬ской церкви действовала церковно-приходская школа, в которой в конце XIX века обучалось 38 мальчиков и 19 девочек. Сейчас как раз напротив месторасположе¬ния этого храма стоит современная сред¬няя школа №3. Безусловно, история её основания связана с приходской школой Никольской церкви.
Никольская четырёхпрестольная церковь - памятник архитектуры Петровской эпохи -до наших дней не сохранилась. Сейчас мож¬но лишь увидеть её фото, датируемое на¬чалом XX века, опубликованное в альмана¬хе «Поклон из Вязьмы» в №3 за 1996 год на стр. 171. По рассказам старожилов в 1930 год в её здании был организован хлебо¬завод. В 1941 году, чтобы оборудование и продукция завода не достались врагу, зда¬ние этой церкви было взорвано.
Последующие годы Советской власти это древнее и святое место застройке не подвергалось. Вероятно, это делалось не случайно. Ведь научный сотрудник Инсти¬тута археологии РАН (Москва, ул. Дм. Уль¬янова, 19), кандидат исторических наук Т.В. Сергина в своей статье «Проект ох¬ранных зон культурного слоя г. Вязьмы» (сб. «Вязьма с древних времён...» 2006 год, стр. 9, 12-14) упоминает карту-схему «Распространение и мощность культурного слоя средневековой Вязьмы», которое по сути является паспортом истории и куль¬туры нашего города. В своей статье этот авторитетный специалист указывает на наличие культурного слоя, отложившего¬ся с периода XV-XVI вв. на Космодемьянс¬кой стороне в районе ныне погребённой Никольской церкви по ул. Докучаева, на-
Никольская четырёхпрестоль¬ная церковь - памятник архи¬тектуры Петровской эпохи - до наших дней не сохранилась. Сейчас можно лишь увидеть её фото, датируемое началом XX века, опубликованное в аль¬манахе «Поклон из Вязьмы», в №3 за 1996 год, на стр. 171. По рассказам старожилов в 1930 годы в её здании был организован хлебозавод. В 1941 году, чтобы оборудова¬ние и продукция завода не до¬сталась врагу, здание этой церкви было взорвано.
против средней школы №3, и заключает, что реализация мер по охране и исполь¬зованию вяземского археологического наследия возможно лишь при чётком за¬конодательном обеспечении как на обла¬стном, так и на местном уровне.
Заседание участников клуба «Краевед» при центральной библиотеке подтвердило этот вывод. Очень хотелось бы знать, что скажут компетентные органы власти по по¬воду запланированного строительства на углу улиц Смоленская и Докучаева. Ведь культурный слой, насколько автору этих строк известно, хранит в себе и приходское клад¬бище, которое во время строительства бу¬дет просто уничтожено, а по его окончании о будущем возрождении нового Никольс¬кого храма речь идти уже не может. Навер¬ное, права истина: что имеем - не храним..

("Вяземский вестник", 31.07.2008)