Этнография

Сбиваться на тон морализаторских оценок и окриков на кривое течение жизни не правильно, да и бесполезно. Основная мысль, на которую хотелось бы обратить внимание, звучит просто и банально: культура человека – это малая величина, которая существенно определяет созидание или разрушение культурного слоя жизни!
Обращение к историческому опыту просто так следует считать разновидностью мартышкиного труда. Еще хуже явление, которое можно назвать исторической близорукостью. Желание жить только сегодняшним днем приводит к утрате реального восприятия жизни во всех временных измерениях и мешает дожить до завтра. А из-за этого происходит мифологизация не только прошлого, но и сейчасности повседневной жизни!

Смоленщина в этнографическом плане представляет культуру северных и южных великорусов (северо – восточная часть губернии) и белорусов (юго – западная ее часть). Этническая неоднородность смоленского этнографического региона и определила бытование на его территории разных видов, комплексов крестьянской одежды. Это можно проследить на примере женского костюма, как наиболее сохранившего свою традиционность.1
В основе публикации – знакомство с музейными коллекциями смоленского народного костюма, экспедиции по области с целью изучения смоленской этнографии, выявления видов, комплексов крестьянского костюма, установление границ их бытования.
В Вяземском уезде, расположенном в северо – великорусской части губернии, в рассматриваемый период бытовал крестьянский костюмный комплекс с косоклинным сарафаном. Этот комплекс на Смоленщине был распространен также в Гжатском, Сычевском, Юхновском уездах и в пограничных с ними волостях Бельского и Дорогобужского уездов.