Устройство города вязьмы до XVIII века включительно
На Смоленской земле, на петляющей по заболоченным местам реке Вязьме и на впадающей в нее речке Бебре раскинулся старинный город Вязьма. Название города произошло от имени реки. А что же обозначает название «Вязьма»? Есть несколько версий: название реки Вязьмы происходит от видоизмененной формы более раннего названия – Васмаа (от финского – веси (вода) и маа – (земля). В этом случае словосложение (вода-земля) означает местность с избытком воды. Другая версия: по реке проходил торговый путь «из варяг в греки», и река была связующим звеном между реками Днепром, Волгой и Западной Двиной. Она как бы связывала между собой бассейны этих рек. От слова «вязать» и получила название река Вязьма. Древняя крепость Вязьмы возникла на Соборной горе. В житии преподобного Аркадия, который, согласно преданию, жил в начале XI века, упоминается, что «Аркадий молился на камне близ Соборной церкви», а родился он на улице Олешанской (ныне улица Урицкого), что между старым и новым руслом реки Бебри. Но в то время город не мог занимать такую большую площадь. К тому же по данным раскопок, проводимых в 1973 году археологом Т.В. Сергиной, был сделан вывод, что «первое поселение на Соборной горе появилось в XII веке», а не в XI веке, как указывалось в житии преподобного Аркадия.
Первое письменное упоминание города Вязьмы относится к 1239 году, когда великий князь Смоленский Владимир Рюрикович отдал город в удел князю Андрею Владимировичу по прозванию Долгая рука.
Что представлял собой город в то время, нам неизвестно. По всей видимости, это было небольшое поселение, окруженное частоколом, в середине которого располагались княжий терем с церковью и хозяйственными постройками в окружении домов бояр и служилых людей. Вокруг укрепления находились несколько близлежащих поселений.
В это время через Вязьму проходил торговый путь между Смоленским и Суздальским княжествами. Город начинает развиваться и богатеть на торговле. Это выгодное расположение привлекает Московское и Литовское княжества. В 1403 году войска великого князя Литовского Витовта под командованием его племянника Лугвения захватили Вязьму. Период оккупации длился для вязьмичей девяносто лет.
В 1493 году московские войска неожиданно появились под Вязьмой и окружили крепость: «Посылал князь великий Ивана Васильевича воевод своих под город под Вязму ратью, князя Данила Васильевича Щеня, да князя Василья княжо Иванова сына Юрьевича: они шедшее Вязму град взяша и к целованию приведша; и вяземских князей и панов приведоша на Москву, и князь Великий их пожаловал, их же вотчиною Вязмою и повелел им себе служити». По мирному договору 1494 года Вязьма с уездом навсегда отошла к Московскому княжеству.
При царе Иване IV Грозном Вязьма состоял из трех частей: «малого города» (острога), находившегося на Соборной горе; «большого («нижнего») города», стены которого, вероятно, возвели в середине XVI века, в период подготовки к Ливонской войне; и посада. Территория «большого города» располагалась: от Советской площади вверх по улице лейтенанта Шмидта до улицы Кронштадской, переходящей через площадь М. Ефремова на улицу Марины Расковой до реки Вязьмы (Спасская башня); и к северу от Советской площади по холму вдоль реки Вязьмы до «верхнего города». Посад сначала располагался по улице Ленина до Страхового переулка и вниз по улице Парижской Коммуны.
С южной стороны, на Калужской дороге (ул. Кронштадская) к городу примыкала «на гумнище» слободка Троицкая митрополита Крутицкого. К городу подходили дороги из городов Москвы (улица Ленина), Белого (улица Комсомольская и Перновского полка), Смоленска (улица Старая Смоленская). В Смоленскую дорогу врезалась дорога из Духовщины (улица Докучаева).
У Духовщинской дороги в ольховом лесу промышлял «разбойничий притон» под покровительством боярина Телепнева-Оболенского. Не было спокойствия на проезжих дорогах из Смоленска и Духовщины. Разбойники грабили и конного, и пешего, и знатного, и бедного. Торговля в городе Вязьме зачахла. Об этом прослышал Герасим, настоятель Болдинского монастыря под городом Дорогобужем. Согласно житию преподобного Герасима, он пришел со своим учеником Симеоном в конце 1535 года в Вязьму и стал увещевать разбойников исправить свою жизнь и оставить в покое мирное население. На людей, погрязнувших в грязи и пороке, нельзя подействовать сразу, поэтому Герасим устроил недалеко от «притона» келью и начал поститься и молиться, чтобы своим примером повлиять на разбойников. Когда преподобный Герасим явился во второй раз в гнездо буянов и начал призывать их к честной доброй жизни, то в «притоне» произошел раскол. Видя помеху в прежнем житии Герасима, его избили, чтобы он не мешал им. Но, несмотря на побои и ругательства, Герасим опять и опять являлся среди преступников, и его труды увенчались успехом: шайка распалась, грабежи на дорогах прекратились.
К преподобному с разных сторон стали стекаться ревнители благочестия. Одни брали благословение, беседовали и покидали его, другие оставались при нем и строили себе кельи. Так, на месте грабежа возник приют молитвы.
К 1542 году около Герасима собралось довольно братии, и он отправился в Москву, где испросил благословение и грамоту у митрополита Макария на устроение церкви и позволение у царя Иоанна IV на основание обители. Трудами монастырской братии был построен деревянный храм во имя Иоанна Предтечи. По имени церкви монастырь и получил свое название.
Позднее преподобный Герасим устроил при монастыре деревянный храм во имя Вознесения Господня. По мере того, как Иоанно-Предтеченский монастырь устраивался, все сильнее и сильнее «приливал» к нему народ из окрестных деревень и селений. Некоторые принимали иночество, другие просили позволения селиться по соседству с монастырем, чтобы «назидаться» его богослужением и учиться праведной жизни. Так, образовалась монастырская слободка. Находилась она между монастырем и Духовщинской дорогой (ныне улица Докучаева и начало улицы Стачечной и Гражданской войны).
В 1565 году Иоанном Грозным Вязьма была включена в число опричных городов.
Царь Иоанн Грозный несколько раз пытался покорить Новгород, но это ему никак не удавалось, пока он не переселил новгородских купцов в город Вязьму. Тогда город вырос в несколько раз, в нем появились храмы: Воскресенский, Введенский, Входоиерусалимский, и на соединении Смоленской и Духовщинской дорог – церковь в честь святых новгородских мучеников бессеребренников Козьмы и Демьяна (Космы и Дамиана).
С 1606 по 1612 года Вязьма подверглась разорению во время гражданской войны, которая в истории получила наименование Смуты.
В 1619 году указом царя Михаила Федоровича велено было воеводам князю Ивану Федоровичу Хованскому, да князю Семену Гагарину, да дьяку Ивану Осипову перестроить крепость в Вязьме, что и было сделано к 1620 году.
Что представлял собой город Вязьма в 1627 году, мы можем судить по Писцовой книге князя Федора Ивановича Волконского. На территории «верхнего города» (Соборная гора) находилась: «Государева сьезжая изба, да перед нею сени, да Государев погреб, земскою казною и с пушечными со всякими запасы, да за сьезжею избою поставлены Государевы житницы, а стоят с хлебными запасы. Да в Городе ж церковь Соборная ружная Николы Чудотворца древяна клецки (т.е. представлявшая собой клеть – четырехгранный сруб), а в ней два придела Преподобных Московских Чудотворцев Петра, Алексея, Ионы, да другой Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца… Да при Соборе колокольница рублена вверх шатровая...»
«Верхняя» крепость состояла из частокола, шедшего по верху насыпи, и нескольких башен: Воротной Соборной для въезда в крепость; Караульной, имеющей два боя – верхний и средний; Раскатной, имеющая два боя – верхний и нижний; Городской (казенной).
В «большом («нижнем») городе» были деревянные башни: Спасская глухая угловая, защищала Воскресенскую сторону; Московская воротная, защищала подъезд со стороны Московской дороги; Глухая Духовская, была перестроена позже на Духовские ворота; Глухая угловая Ильинская, защищала калужскую сторону; Смоленская воротная, защищала подступы от Смоленской дороги; Смоленские водяные ворота, защищали Смоленский мост; Фроловская глухая близ Фроловских ворот; Фроловская воротная с быком, защищала Фроловский мост и Бельскую дорогу.
В 1627 году в «большом городе» были следующие церкви: Происхождения Честного креста (бывшая Всемилостивого Спаса), «древяная клецки»; Преподобного Аркадия теплая (бывшая Владимирской Божией Матери), «древяна клецки», «после литовского разорения стоит без пения» (без службы) (церкви находились, где сейчас располагается дом № 11 по улице Ленина); Сошествия Святого Духа, деревянная, «шатровая о трех верхах», с двумя приделами – Преподобного святого великомученика Федора Стратилата и великомученицы Ирины, «после литовского разорения стоят без пения»; Симеона Столпника, «древяна клецки» (располагалась у церкви Святого Духа, ныне это место занимает площадь Ефремова).
В «большом городе» также находился монастырь «девичий» Ильи Пророка, а в нем – церковь Святого Пророка Илии, «древяна клецки» с приделом святой великомученицы Екатерины, «колокольница рубленая», да церковь Усекновения Главы святого Иоанна Предтечи, «древяна клецки». В монастыре находилось «восемь келий, в них десять старец, а игуменьи в монастыре нет». Обитель была обнесена оградою со святыми воротами, на которых помещался образ Иисуса (монастырь располагался на территории городского сада, где сейчас танцевальная площадка).
В «большом городе» на проезжей улице (между Смоленскими и Московскими воротами) находился гостиный двор русский и на нем изба, в которой сидели таможенные и кабацкие головы для сбора таможенной пошлины и кабацких денег, 4 избы и 10 амбаров, 3 лавки, 3 больших кладовых амбара, поварня. С южной стороны к русскому гостиному двору примыкал Панский (или Литовский) гостиный двор, а на нем находились 3 избы, 13 амбаров, да важня (особенное строение при торговых и других местах, где находятся весы и взвешивают разные тяжести). Оба двора были устроены на казенный счет. От Литовского двора к Ильинской башне шла Панская улица, получившая свое название от Панского двора (улица находилась выше улицы лейтенанта Шмидта).
Также в «большом городе» стояли дома бояр, дворян, детей боярских, приказных и всяких чинов людей, да еще два дома воеводские, дом митрополита Крутицкого, а всего 13 дворов да вдобавок 7 домов церковнослужителей. Кроме того, в «большом городе» располагались: лавки, житницы и клети, всего 237; 68 житниц, поставленных для осадного времени; две избы-харчевни посадских людей; тюрьма.
В «большом («нижнем») городе» находилась Стрелецкая слобода, а в ней «голов и сотников стрелецкие дворы, да 5 человек воротников», да Пушкарская слобода, а в ней 18 дворов. Возле городской стены с восточной стороны располагался Воеводский двор, в котором была изба с горницей и сенями, а рядом – мыльница (баня).
На посаде в это время находилось несколько храмов. На Кузнецкой улице (получила свое название по стоящим здесь кузницам около Московских ворот по Калужской дороге, ныне угол современной площади М. Ефремова), вдоль крепостной стены располагались «древяны клецки» церкви Афанасия Александрийского и Великомученика Никиты (церкви находились на улице Ленина, дом № 15). На Пятницкой улице (между улицей Ленина и Устинкиным переулком), где находилось 5 приходских дворов, была церковь Параскевы Пятницы, деревянная, «после литовского разорения стоит без пения» (улица Ленина, дом № 29).
На Спасской улице (ныне Страховой переулок), где было пять дворов, стояла церковь ружная Преображения Господня, «что бывший прежде Спасской вышней монастырь», «древяна клецки на взмосте» (Страховой переулок дом № 4), да церковь теплая Покрова Пресвятой Богородицы, «древяна клецки», а у церкви «колокольница на столбах». Спасская улица название получила от верхнего Спасского мужского монастыря.
На Богоявленской улице (ныне улица Парижской Коммуны) церковь находилась на месте дома № 18. Свое название улица получила от стоявшей на ней церкви Святого Богоявления Господня, которая была деревянная, шатровая с колокольницей. Здесь же находилась теплая «древяна клецки» церковь во имя Введения во храм Богородицы с приделом великомученицы Екатерины.
На Воскресенской улице (улица Марины Расковой) находилась «древяна клецки» церковь Воскресения Христова «с колокольницей на столбах» (ныне дом № 24). На улице было 7 дворов.
В Троицкой слободке митрополита Крутицкого была деревянная шатровая церковь Живоначальной Троицы с «колокольницей». Тут же находилась церковь теплая «древяна клецки» Архистратига Михаила, «от литовского разорения стоит без пения». В Слободке было 3 двора, а «до литовского разорения 105 дворов» (церковь располагалась на улице Луначарского, где сейчас дом № 11).
На Торговой площади (Советская площадь) у Смоленского моста стояла деревянная, шатровая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы с шатровой колокольней (на месте дома № 1). Около нее находилась теплая, «древяна клецки» церковь во имя Святых жен мироносиц. Рядом с церквями было 9 дворов. Торговая площадь получила свое название от торга, который здесь располагался.
Недалеко от Торговой площади находились: Большая Московская улица (сейчас улица Ленина, от площади М. Ефремова до Страхового переулка), получившая свое название по дороге, которая вела в город Москву; улица Сухоплюева (сейчас 1-й Мартовский переулок), называвшаяся по фамилии купца Сухоплюева; Калужская улица (ныне улица Кронштадская), названная по дороге, ведущей в город Калугу; Лелюхина улица (сейчас улица 1-го Мая), получившая свое название от фамилии садовода Государева сада, а затем купца, Лелюхина. Также были улицы: Совейницкая (или Говелницкая), на ней находились 3 двора; Крупинский переулок, на нем был 1 двор, а на Крупинной улице – 2 двора; Семихина улица, на ней было 10 дворов; на улице Мальцева – 2 двора.
На Фроловской стороне на Бельской дороге между реками Вязьма и Бебря находился ряд улиц и церквей. На Фроловской улице (начало улицы Комсомольской) располагалась деревянная шатровая церковь святых мучеников Флора и Лавра, а при ней рубленая колокольница (соединение улиц Комсомольской, Перновского полка и Некрасова). На Пречистенской улице (сейчас улица Ленских событий) стояла церковь «древяна верх на подцерковье» (двухэтажная) Благовещения Пречистые Богородицы с приделом Параскевы Пятницы (между улиц Ленских событий, III Интернационала, Степана Разина и Пионерской), при ней колькольница на столбах. В этой части посада стояла и церковь «древяна клецки» святых апостолов Петра и Павла с рубленой колькольницей (улица III Интернационала на месте дома № 17). В Фроловской стороне находились также Олешенская улица (ныне улица Урицкого), название получила от олешника, росшего на низких местах; Скворцов переулок (сейчас улица Ш Интернационала до улицы Декабристов), Свиной (или Канареечная) переулок (сейчас улица Декабристов от улицы III Интернационала до улицы Ленских событий).
За рекою Вязьмой по Смоленской дороге на Козьмодемьяновской стороне находилась церковь «древяна верх на подцерковье» (двухэтажаная) Козьмы и Демьяна, верх занимал теплый храм святых Страстотерпцев Бориса и Глеба с трапезою. При церкви была рубленая колокольница. Храм находился между улиц Старой Смоленской и Докучаева, напротив средней школы № 3. На Смоленской дороге в Ямской слободке стояла церковь «древяна клецки» с колокольницей на столбах святого великомученика Дмитрия Селунского (улица Ямская, на месте дома № 4). В слободке располагалась Ямская станция, и жили ямщики, отсюда происходит ее название.
На краю посада у Духовщинской дороги располагался Предтечев монастырь. В нем были деревянная, шатровая церковь Усекновения Главы святого Пророка Иоанна Предтечи с двумя приделами Андрея Первозванного и архидиакона Стефана, а также теплая, «древяна клецки», ветхая церковь Вознесения Господня. В монастыре стояла и колокольница «в столбах досчатых». Обитель была обнесена оградою со святыми воротами, а на них с двух сторон располагался образ Иисуса Христа. В монастыре находились «келья игуменская с комнатою, да три кельи братских», в которых жили «игумен Данило, да четырнадцать человек братии».
С южной стороны от монастыря находилась слободка, в которой был двор конюшний монастырский, а по его сторонам 7 дворов монастырских служек и служебников. У Смоленской дороги располагалась слободка монастырских крестьян – 8 человек, а у них 7 дворов (сейчас улица Стачечная).
В 1620 году монастырские земли на 20 лет арендовал боярин Иван Николаевич Романов. На этом месте жили 3 крестьянина. Позже здесь возникнет Подмонастырская слобода (сейчас улица Орджоникидзе, раньше Щорса). Также в Космодемьяновской стороне находились улицы: Кошкина, названа по фамилии купца Кошкина (сейчас Товарищеский переулок); Колодезная (сейчас улица Л. Толстого, от улицы Смоленской к реке Вязьме), на этой улице находился колодец, отсюда и название.
Также на посаде были: Шеколдин переулок и Шеколдина улица, Мужичкова улица, Олферовская улица, Чекушкина улица, Вишина улица, Ступицина улица, Намкина улица, Бардинская улица, Выползова улица, Пастухова улица, Васютина улица, Казева улица, Кругленева улица, Осипова улица, Михаловский переулок.
В 1630-1632 годах «нижняя крепость» перестраивается заново. В ней были возведены 6 каменных башен: Спасская каменная, угловая глухая, а в ней три боя – верхний, средний и нижний (башня сохранилась до сих пор); Московские ворота, деревянные (остались старые), находились около кинотеатра Победа на Московской дороге; Духовские ворота с подъемным мостом, имели верхний и нижний бой и находились недалеко от Московских ворот; Калужская, каменная глухая башня, защищала Калужскую дорогу, имела два боя – верхний и средний, находилась на углу дома № 10 по улице Космонавтов; Ильинская (Мироновская) башня, каменная, угловая глухая, а в ней два боя – верхний и нижний, находилась на улице лейтенанта Шмидта, напротив дома №…; Смоленские (Воеводские) ворота каменные, с тремя боями – верхним, нижним и подошвенным, находились на Советской площади при въезде на улицу Космонавтов; Фроловская каменная башня располагалась у мельничной запруды, принадлежавшей Иоанно-Предтеченскому монастырю, а ранее Борису Годунову; Ротвинская башня наугольная, глухая с потайным колодцем для воды, у той башни только верхний бой, находилась недалеко от Фроловского моста; Фроловские ворота с быком, деревянные, старые находились выше Фроловского моста.
В «верхнем городе» находились три деревянные башни со стороны реки Вязьмы: Раскатная башня, с внутренней стороны – Городская (казенная) башня, да с городской стороны – башня с Троицкими воротами (названа в 1634 году по той причине, что Никольский собор в честь Поляновского мира был переименован в Троицкий собор). Со стороны города между башнями в «верхнем городе» был, по-прежнему, частокол, а со стороны посада, как и по всей крепости «нижнего города», были сделаны изгороди, поверху которых располагалась терраса. С восточной стороны, вдоль стены был прокопан крепостной ров.
В 1654 году на Руси свирепствовала чума, а в Вязьме ее не было, поэтому сюда из Москвы переехал на время царь Алексей Михайлович с семьей и с патриархом Никоном. Им на окраине города был построен деревянный дворец. На улице, где стоял дворец, в 1655 году была построена деревянная церковь во имя Рождества Христова. Эта улица стала называться Дворцовской (сейчас Дворцовский переулок).
С конца XVII века на месте деревянных храмов начинается строительство каменных церквей. После победы над шведами в 1709 году Вяземская крепость потеряла стратегическое значение. Средства на ее содержание перестали поступать, деревянные башни и стены пришли в негодность и их разобрали. В это же время разбираются из-за ветхости и Духовские каменные ворота.
В 1779 году был составлен и утвержден Екатериной II генеральный план города Вязьмы, который ориентировался на следующие требования: «…приноравливаясь, чтобы регулированием улиц, новыми площадьми и новым казенным и публичным строением не подвергнуть нынешнего каменного и хорошего строения к ломке, улицы же против прежнего с поправлением расширены и площади для городских надобностей назначены».
Генплан выпрямлял улицы и значительно сокращал их число, но прямоугольных кварталов почти не предусматривал. Лишь один такой квартал был запланирован на территории крепости. Все улицы между перекрестками отныне должны были стать прямыми. Красными линиями генплана прерывались прежние улицы: подавляющее большинство их попадало внутрь косоугольных кварталов и подлежало исчезновению под новой застройкой.
Но полностью улицы города не удалось переделать. По проекту были проложены улицы: идущие по берегу реки Вязьмы – улица по верхнему течению реки Вязьмы (сейчас улица Овсянникова), по среднему течению реки Вязьмы (сейчас улица Набережная, от Смоленского моста до Кировского моста), по нижнему течению реки Вязьмы (сейчас улица Набережная реки Вязьмы); улица Козье болото (сейчас улица Чапаева), выходила к небольшому болотцу, где пасли коз, отсюда и название – Козье болото.
Центральная часть города была разделена на квадраты: первый квадрат – от Торговой площади, в верхней части его находился гостиный двор (сейчас посередине квадрата находится Дворец культуры), по бокам квадрата находились улицы Нижняя Московская до Никитской площади и Верхняя Московская (сейчас улица Ленина). С другой стороны, от Базарной площади до Духовской площади шла улица Ильинская горка (сейчас улица Космонавтов), свое название получила от стоящего рядом Ильинского девичьего монастыря, упраздненного в 1779 году. Заканчивался квадрат Сенной площадью (не сохранилась), на ней торговали сеном, отсюда и название. За Сенной площадью находился второй квадрат, в нем располагался городской сад с каменными церквями Казанской Божией Матери с приделами Илии Пророка и Усекновения Главы святого Иоанна Предтечи, да церковь Сретения Господня. Завершала городской сад улица Садовая (начало площади М. Ефремова), получившая свое название от городского сада. Третий квадрат занимал административную часть с каменной двухэтажной церковью Сошествия Святого Духа (сейчас площадь М. Ефремова). С южной стороны от церкви располагалась Духовская площадь.
При Екатерине II были сделаны новые дороги, выше прежних, в города Калугу и Белый. Так появились улицы Верхняя Калужская (сейчас улица Бауманская, переходящая в улицу 25 Октября), Средняя Калужская улица или Троицкая, ниже которой находилась двухэтажная каменная церковь Святой Троицы с приделом Архистратига Михаила (сейчас улица Кронштадская), и Нижняя Калужская улица (сейчас улица Луначарского). Также были проложены улицы Верхняя Бельская (улица Комсомольская), ранее называлась Фроловская, и Нижняя Бельская улица (улица Перновского Полка), которая по плану 1779 года должна была исчезнуть. На соединении этих улиц располагалась каменная двухэтажная Входоиерусалимская церковь с приделом Флора и Лавра. Близ этой церкви на запад уходила улица Фроловская (сейчас улица Степана Разина).
Также должна была по плану исчезнуть улица Сарафанова (улица Степана Разина от реки Вязьмы до …). Она врезалась в улицу Благовещенскую (улица Ленских событий), называвшуюся ранее Пречистенской. На этой улице находились стоящие рядом две каменные церкви – Спаса Нерукотворного Образа с приделом Благовещения Пресвятой Богородицы и церковь Воздвижения Честного Креста. По проекту она была проложена ниже к реке Бебре от старой улицы Стекольной (улица Декабристов от улицы Ленских событий). В конце старой улицы Стекольной находился небольшой стекольный завод, отсюда и ее название.
В 1777 году дворцовое село Духовщина было преобразовано в город. Дорога, ведущая из Духовщины, переходила в улицу Духовщинскую (улица Докучаева). На этой улице в начале дороги располагался Иоанно-Предтеченский монастырь. В нем было три каменных храма: Соборный, во имя Пресвятой Богородицы Смоленской Одигитрии с приделом Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи; вторая церковь, двухэтажная, над святыми воротами Вознесения Господня; и третья церковь, зимняя, в честь иконы Знамения Божией Матери с приделом во имя Николая чудотворца.
В это время формируется и территория монастыря. Вокруг него возникают улицы, но не все они были сделаны по плану. Заново проложили улицу Поросяткина (улица Гражданской войны), а улица Глинная осталась по-прежнему. Свое название Глинная улица получила от глинистой почвы. Здесь брали глину на кирпич для строительства церквей Иоанно-Предтеченского монастыря, не случайно на монастырской земле располагались кирпичные заводы.

ЛИТЕРАТУРА.

Андреев Н.В., Маковский Д.П. Смоленский край в памятниках и источниках. Смоленск, 1949. С. 203.
Архимандрит Андрей. Житие Преподобного Герасима. М., 1893, С. 31-35.
Виноградов И. Вяземские писцовые книги князя Ивана Федоровича Волконского // Смоленские епархиальные ведомости. 1882. № 18. С. 566-573; №21. С. 655-665; № 22. С. 690-695.
Виноградов И.П. Исторический очерк города Вязьмы с древнейших времен до ХУП века (включительно). М., 1890. С. 3-5, 7-8, 52-53.
Иеромонах Даниил (Сычев). Вязьма. Очерки истории. М., 1997. С. 251, 214-223.
Махотин Б. К живым истокам. 1989. С. 36-117.
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. М., 2001. С. 302-302.
Сергина Т.В. О раскопках в Вязьме на Смоленщине // Славяно-русская археология, М.: АН СССР, 1981. С. 110.
Смоленская область. Краеведческий словарь. М., 1978. С. 59.
Смоленские епархиальные ведомости. 1889. № 21. С. 566-573.