В 1630 году упоминается церковь Благовещения Пречистой Богородицы, да придел Параскевны Пятницкой: « деревянный верх на подцерковье, в церкви Благовещенской икона местная – Благовещение Пречистой Богородицы, на золоте. Икона местная Пречистой Богородицы Одигитрии на золоте, икона местная – Успения Пречистой Богородицы, на золоте, икона местная Благовещения Пречистой Богородицы, на золоте в киоте, да в том же киоте три иконы: Премудрой Божией, Покрова Пречистой Богородицы, Усекновения Честныя Главы Иоанна Предтечи, - двери царские и столбцы, где Иисус на празелени. А в приделе Параскевны Пятницы – икона местная Пречистой Богородицы Одигитрии, обложена медью, икона местная Святой Великомученицы Параскевны, нарицаемой Пятницой, двери царские, и сени, и столпцы на красках. « Евангелие напрестольное, триодь постная печатная, Апостол, два октаяна осмь гласов, ять миней постных, триодь цветная, соборник, псалтырь, часовник печатные, полуставье, печать литовская, ветхая колькольница на столбах, а на ней четыре колокола не велики: а в церкви и церковь и всякое церковное строение мирских людей приходских, да церковной земли полдесятины, владеет тою церковною землею от Петра и Павла поп Алексей Яковлев, потому что у той церкви попа нет, а служит в той церкви, приходя, тот поп…».

ЛИТЕРАТУРА:

Памятная книжка смоленской губернии на 1861, стр.67
И.П.Виноградов. Исторический очерк г.Вязьмы… М.,1890, стр.51
Иеромонах Даниил (Сычев) .Вязьма (очерки и истории). М., 1997, стр.
Смоленская Епархиальная ведомость за 1882 год № 18, стр.658-659.

ЦЕРКОВЬ ВОСКРЕСЕНСКАЯ. На улице Марины Расковой, бывшей Воскресенской улице, на месте дома № 24, находилась церковь в честь обновления храма Воскресения Христова.
В 1627 году на этом месте упоминается деревянная церковь Воскресенская. «В той церкви всякое церковное строение мирских приходских людей. А Государева жалования попу руги идет на год три руб. денег, да 15 четвертей ржи., овса тож, да и данги они си люд в Москве в большом приходе, а хлеб по городам, где Государь укажет».
«В 1646 году посадских людей приходских домов было в этой церкви 11, а людей в них 12 человек мужчин, 19 человек детей, по занятиям: 1 кузнец, 1 прасол, 1 живтинный пастух, 3 масленика (1 ушел в солдаты), 4 мясника, 1 работает черную работу, 1 пишет на площади, да 1 вдова».
На средства купца Ивана Григорьевича Вязева была построена каменная церковь в 1726 году. Церковь имеет два престола: холодный – в память обновления храма Воскресения Христова. И теплый – во имя св.Николая чудотворца. К теплому приделу тоже были пристроены по бокам еще два придела: в честь иконы Богоматери «Утоли мои печали» и нерукотворного образа Христа Спасителя.
Храм представлял из себя четверик, который был украшен поясом из ложных кокошников. На четрехскатной крыше возвышался восьмерик, сверх которого малый восьмерик завершал храм с круглым барабаном, на котором восседала двойная главка; с запада был пристроен теплый придел и трехярусная колокольня. Колокольня была четырехгранная, с чуть срезанными углами, и на этих углах на тумбах возвышались по четыре колонки. Ярусы колокольни были убывающие, первый ярус колокольни завершался закругленным разорванным фронтоном, второй ярус завершался трехугольным фронтоном, а третий закругленным фронтоном, в котором были круглые отверстия и завершалась колокольня закругленной крышей, на которой стоял восьмерик и на небольшой крыше круглый барабан с такой же главкой, что и на храме с двумя боковыми приделами. Левый боковой придел –холодный, состоял из четверика с фронтоном и закругленной крышей, на котором возвышался восьмерик и круглый барабан с куполом, а с запада была пристроена закругленная апсида с двумя окошками. Правый придел был теплый. Состоял он из четверика с выпуклой крышей, сверх которого был восьмерик, как и у левого придела, с западной стороны к нему примыкал малый четверик с одним окном с печкой и с односкатной крышей. Храм был красного цвета и с позолоченными куполами. Резные ворота были кованые с полу, с круглым верхом, отделяющимся от ворот и с двумя калитками по бокам
С северной стороны от храма сохранился кирпичный одноэтажный дом. Он сохранился и сейчас под № 26. В этом доме находилась церковно-приходская школа; в ней учились 19 мальчиков, 19 девочек; срок обучения был 3 года.
В 1920 году при взрыве базы Западного фронта храм частично пострадал от пожара, но служба в нем продолжалась.
В 1925 году к храму принадлежала площадь в.130 кв.сажень, количество граждан пользующихся - 400, посещаемость храма 150-200. В этом же году при храме были: священник Клитин Евгений Алексеевич, Орлов Павел Григорьевич, церковный сторож – Соловьев Дмитрий Яковлевич, председатель совета – Шелепин Александр Александрович; члены совета –Динириев Сергей Петрович, Морозов Григорий Антонович, Зайцев Гавриил Феонтонович.
В 1935 году была взорвана и разобрана колокольня и построена из этого кирпича 2 средняя школа.
В 1630 году упоминается церковь Воскресения Христова: « деревянная, клецкая, в ней икона местная, Воскресения Христова, на празелени, икона местная, Пречистая Богородица Одигитрия, на празелени…, двери царские и сени и столпцы на золоте, где Иисус на празелени, крест благословящий обложен серебром. Евангелие напрестольное, печать Литовская, евангелисты серебряные, апостол: служебник Минея, святцы и тропари письменные, колокольница на столбах, а на ней три колокола невелики, а в той церкви служит поп Федор Юрьев, а по сыску и по допросу поповского старосты, козьмодемьянского попа Григория Гарьева и посадских приходских попов и дьякона до Литовского разорения в той церкви строенье было Государево; а после Литовского разорения, мирских людей, а ныне де Государева жалованья попу идет на год три рубля денег да 15 четветей ржи и овса тоже, да на воск и на свечи 4 гривны, а ругу де и деньги они емлют на Москве в большом приходе, а хлеб по городам емлют, где Государь укажет, да на церковной земле дом попа Федора Юрьева вдоль двора и огорода 62 сажени поперек 8 сажень, да против двора огород вдоль 8 сажень, поперек 14 сажень».
«По духовному завещанию умершего в 1871 году вяземского Почетного потомственного гражданина Игнатия Неронова получили: приходская Воскресенская церковь 1000 руб. и причт (священнослужители) 1000 руб., каковая сумма внесена на вечное время в кредитное учреждение в правом получения церкви и причтом процентов за поминовение Неронова» (Смол.Епарх.ведомости за 1871 год № 10 стр.119-120).


ЦЕРКОВЬ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ. На улице Луначарского, около крыльца дома № 9 лежит круглая плита, на которой написано: «Построен храм сей в 1741 году и придел к нему в 1882 годы «.
В 1594 году на этом месте упоминается деревянная Троицкая церковь в слободе митрополита Крутицкого ( с приделами Архистратига Михаила; «придел этот от Литовского разорения стоит без пения»).
«В 1646 году приходских посадских людей 14 дворов, а людей в них 16 человек: мужчин – 10 человек, по занятиям: 1 скорнячник, 1 сапожник, 4 работают черною работою, 3 торгуют цепочным товаром ( разные мелочи:, как-то: нитки, шелк, иголки, булавки, пуговки, тесемки, наперстки и т.п.) (отец и два сына), 3 крашенника, 1 без занятий, 1 торгует солью, 1 плотник, 1 торгует лаптями».
Каменный храм двухэтажный стоял на месте домов № 9 и 11 по ул.Луначарского. Он был построен в 1741 году на средства помещика Петра Ковалева.
В 1864 году священником в храме был Александр Антонович Чернявский и Василий Иванович Горадский.
Церковь во имя Живоначальной Троицы была трехпрестольная: холодный - во славу св.Троицы,теплый - св.Архистратига Михаила и св. иконы Черниговской Божней Матери.
Также близ церкви находилась часовня и церковно-приходская школа на 30 учеников: 18 мальчиков, 12 девочек, срок обучения 3 года.
Храм состоял из трехсветового четверика, который разбивал стены храма на пять узких вертикальных прясел, из них 2 и 4 прясла заполнены узкими окнами с нижними наличниками. Сверх четверика на фигурной четырехскатной крыше был расположен восьмигранный барабан, на котором восседали главные купола. С востока к храму примыкала в два этажа пятигранная апсида (алтарь), а с запада на такую же высоту и на ширину храма примыкала трапезная с трехскатной крышей.. Трапезная была разбита лопатками на четыре узких прясла, из них 1 и 3 заполнены такими же окнами, как и у храма, к трапезной с запада чуть пониже уже был пристроен двухэтажный придел. Он был разбит лопатками на четыре узких прясла, и в каждом их них находились окна. К приделу с запада примыкала четырехярусная колокольня. Первый ярус - четырехранный, такой же ширины, что и придел, а по высоте он равнялся первому этажу трапезной; он был разбит лопатками на три прясла, и с запада в нем были расположены прочные двери. Второй ярус - убывающий, по высоте он был равен трапезной, посередине находились прочные окна. Третий и четвертый ярус были восьмигранными , сверх которых на фигурной восьмигранной крыше был расположен на восьмигранном барабане купол. Окна в третьем ярусе –арочные, только по сторонам света, а другие - на гранях восьмерика находятся, подобия окон ниши. На четвертом ярусе были расположены арочные оконные проемы для звона.
Храм был красного цвета с белыми деталями.
В 1925 году храму принадлежала площадь в 110 кв.сажень, количество граждан, пользующихся - 1774, посещаемость храма 400-500. В этом же году при храме были: священники- Сабириев Александр Григорьевич, Корабьев Алексей Федорович, диакон – Руженцев Сергей Иванович, псаломщик – Чанцев Сергей Яковлевич, церковный сторож- Девкин Иван Михайлович, председатель совета – Леилянов Николай Сергеевич, члены совета – Леилянов Савва Сергеевич, Николаев Иван Николаевич.
14 марта 1945 года принято следующее решение Исполкома г.Вязьмы: «Разрешить строительство № 2 ГУШД НКВД, разобрать кирпичное здание бывшей Троицкой церкви».
В 1630 году упоминается: «... на посаде, на гумнище, слободка Троицкая Митрополита Крутицкого, а в слободке церковь Живоначальныя Троицы, деревянная шатровая, а в церкви Божье Милосердие, образ Сошествие Святого Духа, на краске, образ местный , Живоначальныя Троицы , на краске, образ местный, Господа нашего Иисуса Христа, на празелени, образ местный, Архистратига Михаила, на празелени, образ местный, святыя великомученицы Екатерины, две свечи, поставленные не- велики, двери царские, сень, где Иисус. Праздники и пророки на золоте, а в алтаре за престолом образ пречистыя Богородицы на золоте, ризы и стихарь полотняные,- да Евангелие напрестольное, евангелисты медные, Евангелие толковое, минея общая, триоды костные и цветные, октай первого гласу, - печатные, апостол печатный Литовский, Трифолой письменный, пять Миней месячных, письменные, пятого гласу, - печатные, Апостол шестоднев, два псалтыря и устав письменные, два колокола невелики ,- а церковь и в церквах всякое церковное строение мирских людей приходских. Да тут же церковь теплая Архистратига Михаила, от Литовского разорения стоит без пения, да на церковной земле место поповское, дворовое и огородное, а живет поп в Духовской сотне в старом своем в посадском, тяглом дворе и платит с того двора в Государеву казну пищальных денег по алтын и по два деньги на год, - прежде сего он был посадским тяглым человеком, а ныне стал в попы в Троицкую слободку Митрополита Крутицкого, да в Троицкой слободке место дворовое, что бывал прежде сего двор Митрополита Крутицкого, да на церковной земле место церковного дьяка, место пономарское, место проскурницыно, да в той же слободке живущих бобыльских дворов: дом бобыля Микитки пастуха, дом бобыля Митька Сыромятника с сыном с Ивашкой, дом бобыля Елизарки Петрова,- и всего в Троицкой слободке три двора бобыльских, людей в них 4 человека, да пустых тяглых и нетяглых дворовых мест- 105. Да к той же Троицкой слободке половина Кучкова поля по вражек, да лужок Ярцовский, на берегу у реки Вязьмы по тот же вражек сена 10 копеек владеет Троицкий поп Семен Юрьев с церковниками своими безоброчно».
«По духовному завещанию умершего в 1871 году отставного кандидата Ефима Евдокимова приходская Троицкая церковь получила 300 рублей, которые взнесены в кредитное учреждение» (см.Епарх.ведомости за 1871 г.№ 10, стр.123).



ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ДУХА. В центральной части города, где сейчас площадь Ефремова располагался храм во имя Сошествия Святого Духа.
«Уже в 1595 году упоминается сей храм: деревянный о трех верхах (шатрах) с пределами святого великомученика Федора Страдилиата и великой Праны (приделы эти после Литовского разорения стоят без пения)».
«В 1646 году приходу посадских людей было 24 двора и людей в них 20 человек мужчин, кроме того, их сыновей 3 человека (двое ушли в солдаты, 1 дьячок), 16 человек детей, да 4 вдовы, по занятиям: 1 торгует солью, 4 работают черною работою, 1 мельничный прудник, 1 седельник, 1 свечник, 1 сапожник, 1 кормится огородом, 1 лесник, 1 рукавичник, 1 скупает животных, 1 колочник, 1 вдовый сын торгует щепетинным товаром, 2 вдовых сына скорняки,1 вдовий сын извозчик».
В 1700 году на месте деревянной церкви был построен каменный храм на средства приходских людей.
В 1722 году к храму на средства купца Алтухова был пристроен придел во имя святого Дмитрия Ростовского.
В 1812 году верхний деревянный придел теплый в честь Казанской Божией Матери был разрушен.
В 1904 году московский купец Григорий Максимович Пенезев, выходец из Вязьмы, пожертвовал на ремонт храма 560 рублей.
Храм сей состоял из четверика в два ряда окон, сверх четверика был расположен пояс из ложных кокошников. Храм покрывала чуть закругленная железная крыша, на которой возвышались пять восьмигранных барабанов, на которых располагались шаровидные купола, все четыре восьмерика были декоративные, кроме центрального, играющего световую функцию.
К храму с западной стороны был пристроен двухэтажный придел, к нему с западной стороны примыкала колокольня, а к колокольне с южной стороны примыкал еще один придел. Колокольня была четырехярусная. Ее ярусы чуть убывающие, ее углы скреплены тройными полуколонками, на четвертом ярусе над оконными проемами для колоколов размещались круглые часы, в полу, круглом малом фронтоне. Покрывала колокольню чуть закругленная крыша, на которой стоял четверик с чуть прогнутой кровлей, сверх которого располагался круглый барабан с куполом. Окна храма были прямоугольные с закругленными сверху наличниками.
В 1925 году храму принадлежала площадь в 95 кв.сажень, количество граждан пользующихся 360, посещаемость храма 700-800. Перед второй мировой войной в церкви Святого Духа на первом этаже находилось МВД и КТД, на втором этаже - четырхклассная школа, а перед самой войной – паспортный отдел.
В 1945 году в стенах храма размещались: редакция и типография городской газеты, общежитие, детская комната. С августа по октябрь 1946 года Духовская церковь была частично снесена. Разборка « разрушенной» Духовской церкви принесла много хлопот вяземским властям. Необходимо было «разобрать 1890 куб.метров кирпичной кладки, убрать 850 кв.метров строймусора, благоустроить 520 кв.метров территории». Выделенных 90 тысяч рублей, при затратах только на разборку одного яруса колокольни 9 тысяч рублей, явно не хватало.
« В 1630 году упоминается о церкви Сошествия Святого Духа: деревянная шатровая о трех верхах, а в церкви икона местная, образ Сошествия Святого Духа, на золоте с деяньем. У Спасова образа приладен венец, жемчуг мелкий, а в нем три камня, - да две гривны серебряны, позолочены. Икона местная, святой Живоначальной Троицы, на празелени, да у того же образа гривна серебрянна, невелика, позолочена. Икона местная, образ О тебе радуется, на золоте, икона местная, образ Пречистыя Богородицы Одигитрии, на золоте, прикладу две гривны, серебрянны, невелики, позолочены, на главах у Пречистыя Богородицы и у младенца Иисуса венцы низаны жемчугом мелким и в них каменья плохи, икона местная, образ Пречистыя Богородицы, акафист с иконы, икона на золоте, икона местная, образ Николы Чудотворца, на золоте, икона местная Святых Страстотерпцев: Бориса и Глеба, на золоте, да великомученицы Ирины, у великомученицы Ирины гривна серебряная, невелика, позолочена: двери царские и сень и столпцы на золоте, где Иисус, и праздники, и пророки на празелени, паникадило медное невелико, да в алтаре образ Пречистыя запрестольная на золоте, у Богородицы и у младенца Иисуса венцы серебряные, басменные, позолочены. Да книги: Евангелие напрестольное, облачено бархательно. Евангелисты медные. Крест благословящий облачен медью, на Апостоле печатном Петр, два октая, Минея общая, печатная, Устав печатный московский, два пролога письменные. И ромолог ветхий, печатный, две Триоди письменные, а цветная печатная, - Пять Миней месячных письменных, треф да соборник письменные, служебник, печать московская. Да в церкви Сошествия Святого Духа два придела: Преподобного великомученика Феодора Стратилата, другой -великомученицы Ирины. После литовского разорения стояла без пения, а у церкви колокольница на столбцах, а на ней два колокола, в церкви оной служит поп Савва Семенов. Лавка духовского попа Саввы оброку 3 алтына 2 деньги, а с другой лавки оброку 8 денег».


ЦЕРКОВЬ ФРОЛА И ЛАВРА. На соединении нескольких улиц: Комсомольской, Перновского полка, Некрасова и переулка Овсяника стоял храм Во имя Фрола и Лавра.
Храм состоял из четверика с восьмериком, сверх которого малый восьмерик с круглым барабаном заканчивался малым куполом, с востока к храму примыкала вытянутая в ширину пятигранная абсида в два этажа. Окна храма былиукрашены скромными наличниками с пышными верхними частями, сам храм отштукатурен, а предел с южной стороны храма - из красного кирпича в два этажа с большими закругленными окнами и примыкающей к приделу пятигранной абсидой, на приделе возвышался восьмигранный барабан с рядом кокошников и сверх этого с низким круглым барабаном с большими приземистыми луковичными куполами. С краю придела с северной стороны на четверике возвышалась отштукатуренная восьмигранная, шатровая колокольня с окошками в два ряда, во время войны 1941-45 годов.
Сей храм был 2-хпрестольный с боковым приделом и трапезною. Сделан храм в стиле балочного декора местного направления.
Вокруг храма возвышалась каменная ограда с кованными воротами, украшенная парными колонками и к ним, с правой стороны, примыкает часовня.
Пристолы были: на верхнем этаже – Воспоминание Входа Господня в Иерусалиме, в нижнем – Во имя святых мучеников Фрола и Лавра.
«В 1627 году на этом месте упоминается деревянная церковь. А церковь и в церкви в той всякое церковное строение мирских людей приходских. А по прежним писцовым книгам и по выписке с книг Василия Волконского к той церкви…
Приходских посадских дворов в 1646 годы было 24, а людей в них 20 человек мужчин, кроме того сыновей 4 человека (2 горшечника, 1 казак и 1 мясник), да два брата: 15 человек детей, да 2 вдовы , по занятиям: 1 кожевник, 4 сапожника, 3 кормятся черною работою, 1 калачник ( беден ), 1 рыбник, 1 серебрянник, 1 шапочник, 2 извозчика, 2 горшечника, 1 свечник, 1 колесник, 1 мясник, 1 колобовник, 1 вдовий сын».
В 1677 году храм сей посещал царь Алексей Михайлович и им был подарен церкви небольшой Евангелие и подписан его собственной рукою.
В 1714-1716 годах на месте деревянной церкви был построен каменный храм на средства купцов Михаила Кирилловича и Якова Кирилловича Флоровских с детьми Болотиных.
В 1745 году попом церкви был Федот. Им с приходскими людьми были учинены побои и грабеж учителя и его жены в первой в Вязьме духовной семинарии – при Иоанно-Предтечевом монастыре.
В этом же году при храме были: священник Панасевич Емелиан Иванович. Диакон – Белкин Иван Иванович. Церковный сторож – Мишин Анатолий Алексеевич. Председатель совета – Пашхилов Константин Васильевич. Члены совета – Белив Николай Иванович, Халдеева Мария Семеновна.
«В 1630 году упоминается церковь святых мучеников Флора и Лавра, деревянная, шатровая, а в ней Божие милосердие, икона местная Пречистыя Богородицы Одигитрии, на золоте в киоте, икона местная, Рождества Господа Иисуса Христа, на золоте в киоте. Икона местная, святых мучеников Флора и Лавра, на золоте, свеча поставная, весом пуд без четверти, двери царские и сень, и столбцы, где Иисус и праздники, и пророки - на золоте.
Евангелие напрестольное письменное. Евангелисты медные. Евангелие толковое, печать литовская, Апостол, печать московская, Минея общая, триодь постная , Псалтырь .Полуставье письменное. Колокольница рубленая, а на ней пять колоколов невеликих, а в той церкви служит поп Григорий Игнатов, а церковь и в церкви всякое церковное строение мирских людей приходских, да на церковной земле живет поп Григорий Игнатьев. Вдоль двора и огорода 10 сажень поперек тоже, да на церковной же земле на Грязи подле Вязьмы реки 10 мест келейных, вдоль 40 сажень поперек 30 сажень, да за поповым двором посадских дворовых пустых мест десятина, а ныне владеет теми дворовыми пустыми местами Флоровский поп Григорий, а крепостей поп на те места не положил и теми дворовыми пустыми местами владеет посадским людям по-прежнему, а по по прежним писцовым книгам и по выпискам с книг Василия Волынского к той церкви Флора и Лавра дано на всполье за Благовещеньем на выгоне на свечи, ладан и церковное вино, горка Шишулиянская, три десятины, да к той же церкви дано на кладбище место дворовое посадского человека Мишки Мешка, а то место в Флоровском приходе против Гришка Барышова, а владеет поп Григорий Шишулинскою Горкою и дворовым местом от третьего году».


ЦЕРКОВЬ ИЛИИ ПРОРОКА. В городском саду на месте, где сейчас танцплощадка, размещался женский Ильинский монастырь.
Первое письменное упоминание о нем находим в «Писцовых книгах» князя И.Ф.Волконского за 1627 год, когда и кем устроен этот монастырь неизвестно. В ведомости, учиненной в Вяземском духовном правлении в 1774 году о церквях города Вязьмы, сказано, что все документы «утрачены в литовское разоренье».
«В монастыре была церковь деревянная во имя Илии пророка с приделами великомученицы Екатерины, строения и имущество той церкви государево. А церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечего строена мирскими людьми, также в монастыре было 8 келий, в них 10 стариц, да колокольня шатровая».
В писцовых книгах города Вязьмы 1546 года уже было 2 кельи, строены Гурво: 15 келий поставлены того же монастыря в кладчицы, а в кельях игуменья Онисья Лошанова да 10 стариц, а Государевы жалования - годовые руги в том монастыре: игуменье, сестрам на год денег и за хлеб деньгами по 48 рублей, да попу на год по 3 рубля, да хлеба по 11 четвертой с полуасминою ржи, овса тоже, да на свечи по 13 алтын, по 2 деньги, а ныне в тот монастырь идет жалованье игумену с сестрами на год: денежные руги по 24 рубля, по 25 алтын, да двум попам полтора рубля денег, да хлеба по 6 четвериков, без 3 четвериков ржи, овса тоже, да той же церкви на свечи и на воск 6 алтын 4 деньги, а им Государево жалования, денежную ругу: игуменье, сестрам и попам по Государевым грамотам из посольского приказу из Вяземских из таможенных доходов, а хлеб попам дают по Государевым же грамотам в Вяземском уезде в государевых в дворцовых селах. А около монастыря ограда, за оградою поп Максим да поп Терентий. В длину у ворот 20 сажень, поперек 9 сажень».
«В 1646 году в монастыре прихожан было 3 дома, а людей в них 2 человека мужчин: 1 калачник, 1 кормится черной работой, кроме того в одном из трех дворов 3 малолетних по 5 лет и один году» .
В 1655 году «Ильинский девичий монастырь» с церквями Святого Пророка Илии и Усекновения Главы Иоанна Предтечи включен в расписание крестных ходов на светлой седмице, учрежденных Патриархом Никоном в память пребывания в Вязьме царской семьи.
В 1739 году монашествующих в обители было 45 человек. При введнии в России «Духовных штатов» в 1764 году монастырь оставлен на собственном содержании. В 1774 году дьяконом монастыря Иоанном Алексеевым составлена опись для Смоленской Духовной консистории. В этой описи указано, что обитель, стоявшая внутри городской крепости, на территории «Нижнего города» имеет каменный одноглавый храм во имя иконы Казанской Божией Матери, который покрыт тесом, с двумя приделами: во имя Пророка Илии и Иоанна Предтечи. Рядом с ним с запада стояла каменная колокольня. Сведений о ее строительстве нет, но можно предположить, что она была поставлена в начале ХУШ века, когда в городе велось интенсивное строительство каменных храмов. Здесь же стоял каменный пятиглавый храм во имя Средения Господня с позолоченными крестами, построенный на месте деревянной церкви во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи, во второй половине ХУШ века, одноэтажный сестринский корпус имел 21 келью; других строений не было. Для выращивания овощей имелись два огорода, монастырь был обнесен каменной оградой длиной 149 сажень (312,9 метра), покрытой тесом.
Монастырем управляли игуменьи:
Стефанида 1646-1653
Елизевета 19 ноября 1655-1667
Капитолина(строительница) 1668-1671
Пелагея 1679-1677
Домникия 1683-1688
Евдокия ноябрь 1704
Ксанфиппа 1740-1744
Анисия(Лашкова) 1746
В 1779 году во время экономического притеснения монастырей, секуляризации – (перехода церковных земель в собственность государства), проходившей согласно политике императрицы Екатерины П, монастырь был закрыт. Девятнадцать сестер, не пожелавших уйти в мир, спросили позволения у генерал-губарнатора Репинина поселиться при храме Всемилостивейшего Спаса , бывшего Нижнего Спасского монастыря.
В 1793 году была построена церковь Казанской Божией Матери и названа во имя Илии Пророка с холодным приделом Сретения Господня и Святого Митрофания Воронежского. Последний придел устроен в 1840 году. Храм состоял из четверика, на котором был расположен восьмерик, на нем малый световой восьмерик, который завершал барабан с куполом в виде шапки Мономаха. К храму были пристроены шире четверика самого храма с западной стороны приделы и к ним посередине примыкала четырехгранная в три яруса колокольня, завершающаяся низким барабаном, на котором на куполообразной крыше расположен был шпиль с крестом на верху.
В 1864 году священником в этом храме был Василий Ефремович Пашин.
В мае 1866 года Ильинскую церковь посетил епископ Смоленский Антоний во время поездки по епархии.
19 октября 1905 года в храме Илии Пророка была совершена служба – молебен в честь объявленного 17 октября этого же года высочайшего манифеста о даровании населению политических прав. После молебна молодежь с песнями отправилась к городской тюрьме и освободила политических заключенных.
В 1922 году новая власть заключила договор с прихожанами на использование ими Ильинского храма.
В 1925 году к храму принадлежала площадка в 25 кв.сажень, количество граждан пользующихся 250, посещаемость храма 100-150. В этом же году при храме были: священник –Деимыпев Серафим, церковный сторож – Куликов Георгий Моисеевич, председатель совета – Лаувегин Михаил Андреевич. Члены совета – Балоуев Василий Александрович, Слуцков Константин Алексеевич, Косаткин Валентин Петрович.
В апреле 1929 года во время всеобщей кампании против православной церкви, комиссией исполкома в составе: Шерстнева, Якушева, Скоробогатова, Юрлова, Смирнова договор был расторгнут, храм изъят у верующих и передан под клуб городского парка. Имущество храма разграблено, колокола сданы на металлолом, церковная ограда снята. В сентябре 1929 года на переоборудование храма выделено 3817 рублей «от реализации 2-го займа индустриализации».
В 1936 году в церкви был размещен Краеведческий музей.
А в 1937 году за 24 марта в газете «Большевистский путь» напечатано: «…хорошо делается, что разбирается наконец стоявшая в городском саду и портящая вид церковь. Но этот разбор идет чрезвычайно медленно. Если он затянется, то из-за пыли в саду нельзя будет выйти. Церковь должна быть разобрана до момента распускания деревьев».


Приложение: В 1630 году упоминается.» В большом остроге монастырь девичий, а в монастыре церковь ружная Святого Пророка Илии, деревянная, клецкая, да в той же церкви придел святой великомученицы Екатерины, а в церкви Илии Пророка Божие Милосердие, образ местный святого Пророка Илии на золоте в киоте с деянием, ..., да в том же киоте образ Николая Чудотворца на золоте, образ местный Пречистой Богородицы Одигитрии на золоте, двери царские, и сени, и столбцы на золоте, где Иисус Христос поясной на празелени, да в алтаре образ Пречистой Богородицы: запрестольный на золоте. Да книг: Евангелие напрестольное, письменное, облачено бархательно. Евангелисты медные, сосуды церковные, деревянные, ризы и стихарь полотняные. В том же монастыре церковь Усекновения Главы Святого и Славного Пророка и Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – деревянная, клецкая, а у церкви Илии Пророка колокольница рубленная, а на ней четыре колокола невелики и в том же монастыре в церквях всякое церковное строение: образа и книги, и ризы, и колокола. Да за монастырем ворота Святые, а на воротах – Иисус на краске, да в монастыре восемь келей, а в них десять стариц, а игуменьи в монастыре нет, а у церкви служит поп Алексей Петров, а по сыску и по сказанию поповского старосты Козьмодемьянского попа Григория Григорьева и посадских приходских попов и дьяконов Государева жалования, годовые руги в тот монастырь идет игуменье с сестрами на год 48 рублей денег и за хлеб 3 рубля денег, да хлеба 11 четвертей с полосминою ржи, да четверть с полосминою овса, да к тому же монастырю идет на свечи и на воск по 13 алтын по две деньги на год. А в том монастыре церковная ограда заметом (за местом), а кельи ставлены до разорения, Государевыми деньгами, а после разорения в тот монастырь и церквам Государева жалования на строение не дано. А посему в тот монастырь идет Государево жалование , денежная и хлебная руга, а Государевой казенной Грамоты не имеют, а сказами дают, где им Государево жалование денежную и хлебную ругу против раннего, как они имали до разорения, а в прежних писцовых книгах Василия Волынского написано «Государево жалованья руги тож».



ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА (ДВОРЦОВАЯ). В 1654 году по Руси свирепствовала чума, а в городе Вязьме ее не было и сюда приехал царь Алексей Михайлович с семьей и с Патриархом всея Руси Никоном. Им на окраине города был построен деревянный дворец около Калужской дороги (дворец сгорел в 1812 году). И прожил он в городе Вязьме около года и тогда считалась Вязьма негласной столицей всей Руси.
В 1655 году в знак благодарности он приказал вблизи дворца построить храм Во имя рождества Христова (в народе эта церковь была названа Дворцовой). Церковь стояла, где сейчас находится дом № 15 по улице 25 лет Октября. Храм был срублен за 3 месяца.
В 1677 году Алексей Михайлович подарил образ иконы Колочинской Божией Матери.
В 1740 году деревянная церковь была разобрана и на месте ее в 1745 году на средства купца Лютова Ивана Федоровича была построена каменная церковь и им же был поставлен иконостас в 1751 году.
Этот храм был трехпрестольный, холодный, Во имя Колочинской Божией Матери и Митрополита Алексея.
Храм состоял из четверика, сильно вытянутого кверху и разделенного на две неравные части поясом, который переходил на пятигранную апсиду (алтарь) и на двухэтажный придел, который делился тоже пополам. Сверх храма на четырехскатной крыше был расположен световой восьмерик, на нем тоже расположен малый восьмерик, в котором оконные проемы расположены по сторонам света. Заканчивал всю эту композицию малый купол на шейке. Придел был покрыт трехскатной железной крышей, на которой с западной половины ее с большими отступами от стен, возвышался восьмигранный ярус звона. Чередование его граней по ширине, небольшие арки посредине гладкой стены, ограниченной пучками пилястр и грузный широкий шпиль, вырастающий из лотковой кровли, придавали этому объему сходство с провинциальными барочными
храмами Белоруссии, либо Польши.
Окна в храме были в три яруса. На первом ярусе окна прямоугольные, без всякого убранства. Также такое окно и в приделе на первом этаже и чуть поменьше и в алтаре, второй и третий ярус в храме и в трапезной и алтаре на втором этаже ниличника украшены очень пышными верхами и по бокам окон с рядом балястинок; по-видимому, до войны 1812 года на первом этаже были такие же наличники. Также в притворе на втором этаже (под звонницей) окна без всяких наличников, как и в алтаре на первом этаже.
Крыша над самым храмом и пятигранном алтарем была покрыта чешуйками и покрашена в зеленый цвет, а сам храм отштукатурен и побелен.
Окружала храм высокая глухая ограда, прерванная тремя арками ворот с калитками по бокам. Между лопатками стену ограды слегка оживляли большие лежачие накладки с выкружками на углах.
В 1822 году Дворцовая церковь была причислена к приходской Богоявленской (Введенской) церкви.
А в 1888 году причислена епископом Нестером к Троицкому собору.
Также существует легенда, что от колокольницы к театру (находился на Советской площади) вел подземный ход.
В 1925 году В Дворцовой церкви было площади 80 кв. сажень, количество граждан, пользующихся – 500, посещаемость храма 100-150 человек. В этом же году при храме были: причислены к собору и службу вел соборный священник и обслуживающий персонал: церковный сторож – Кашин Александр Алексеевич, председатель совета – Кашин Владимир Алексеевич, члены совета – Ермолин В.Федорович, Леонтьев Александр Михайлович, Ромашов Федор Автономыч, Девкин Филипп Васильевич.
В 1934-35 годах в храме располагался кружок планеристов, а с 1937 года в храме был организован “Дом малютки”, где находились дети от 3 до 5 лет.


ЦЕРКОВЬ ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ. На улице Ленина, где стоит дом № 29 стояла Пятницкая церковь.
Первое упоминание о деревянной церкви относится к 1594 году. После Литовского разорения церковь стояла в запустении и была восстановлена только к 1677 году мирскими людьми.
В 1746 году на месте деревянной церкви строится каменный храм на средства купца Александра Александровича Пенезева. Престолов в ней было три: холодный, в память воздвижения Креста Господня, теплых: во имя святых Иакима и Анны и святой великомученицы Параскевны, нарекаемой Пятницей.
Храм состоял из слегка вытянутого двухсветового четверика, на котором на четырехскатной крыше был расположен световой восьмигранный барабан, сверх которого на шейке восседала луковица купола с крестом. С востока к храму примыкала вытянутая в ширину пятигранная абсида (алтарь), к храму с запада был пристроен придел; он шире храма в три окна и сверх него фронтон, на крыше придела расположен световой барабан с куполом. К приделу с западной стороны примыкала трапезная, она – по ширине самого храма. К трапезной с севреной стороны пристроена трехярусная колокольня: первый ярус – четырхгранный, а два остальных – восьмигранные, на втором ярусе – окна по сторонам света, а на третьем ярусе – арочные проемы для звона. Колокольню завершала шатровая крыша с двумя рядами окошек и заканчивалась вся композиция малой главкой на шейке.
Храм был сделан из очень большого кирпича ручной работы и был отштукатурен.
В 1925 году площадь церкви Параскевы Пятницы была в 85 кв. сажень, количество пользующихся граждан – 350, посещаемость храма 150-200 человек. При храме были: священник Палубишный Петр Гаврилович, церковный сторож – Смирнов Николай Васильевич, председатель совета – Смирнов Петр Васильевич, члены совета – Зуев Семен Яковлевич, Зуев Алексей Семенович, Черкалев Антон Петрович, Фабрин Григорий Михайлович, Тахмиров Василий Григорьевич.
Во время оккупации в 1941-43 годах в храме находилась конюшня.
Разобран храм в 50-е годы ХХ века.

ПРИЛОЖЕНИЕ: « В 1627 году церковь святой великомученицы Параскевы, нарекаемая Пятницей, исстари бывшая ружная, а ныне строение мирских людей. Икона местная, образ святой великомученицы Параскевы, на золоте с деянием… Икона местная, Пречистыя Богородицы Одигитрии, на золоте, двери царские, где Иисус на красках, да у той же церкви два колокола невелики, и та церковь от Литовского разорения стоит без пения (службы)».


ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА. На развилке
Двух дорог, ведущих вгорода Смоленск и Духовщину (ныне ул.Смоленская и улица Докучаева) на небольшом холме возвышалась деревянная церковь Козьмы и Демьяна ( Дмитрия) с приделом Бориса и Глеба
После 1627 года храм переименован в Николаевскую церковь.
«В 1646 году в ней приходских дворов было 39, а людей в них 29 человека мужчин, кроме того их сыновей 4 человека ( 1 – изв0зчик, 2 –стрельца, 1 – солдат), 38 человек детей, да 10 вдов; по занятиям: 1 – калачник, 3 – торгуют щепетильным товаром, 1 – дегтярник, 1 – масленник, 2 – гладильщика ( гладильщики – известные мастера на кожевенных заводах), 1 – сапожник, 2 – недоросля, 1 – кормится по миру, 1 – торгует мягким товаром, 2 – шубника, 1 – мясник, 4 – кузнеца, 2 – торгуют отъезжим всяким товаром, 1 работает черною работою, 3 – свечника, 1 – рукавичник, 1 – овчинник, 1 – лапотник, 1 – стар промыслу отбыл, 1 – хлебник, 2 – вдовьих сына- сапожники, 1 – кузнец, 1 – ушел без вести, у одной вдовы зять живет во дворе и торгует отъезжим щепетильным товаром»
В 1692 году на месте деревянной церкви был построен каменный храм на средства купцов Онисима Фокина, да сына Коноплина И.Т.
В 1756 году был пристроен придел /во имя Иоанна Воина/ на средства купцов Гаврилой Онисимом Коноплиным и Федором Трофимом Юдичевым.
Храм был четырехпрестольный, холодный, во имя св.Николая Чудотворца с приделами: в честь иконы Скорбящей Божией Матери (ранее была Бориса и Глеба) и во имя великомученика Иоанна Воина и Козьмы и Дмитрия.
Храм состоял их четверик, украшенного поясом из четырех ложных кокошников и с четырехскатной крышей, на световом барабане возвышалась его единственная глава, с востока к храму пристроена пятигранная апсида. С запада к храму примыкает придел, сверх которого на двухскатной крыше расположен световой барабан с куполом и окна в два яруса: первый ярус окон- арочный, а второй – круглый. Два боковых придела находятся чуть пониже основной церкви и завершаются односкатной крышей, на которой стоит восьмерик, сверх которого на небольшом круглом барабане находится купол. С западной стороны к приделу примыкает восьмигранная трехярусная колокольня с убывающими ярусами, завершающаяся тоже малым восьмериком, сверх которого на шейке восседает главка купола.
Перед 1917 года в храме служил отец Сергий, он очень любил хожить на рыбалку на реку Бебря и часто опаздывал на службу, ходил он по небольшому переулку (сейчас это улица Докучаева, около ветлечебницы и назвали тогда этот переулок “Тупик отца Сергия”.
Вокруг церкви была ограда кованая на каменном основании столбы, также были двое ворот. Одни выходили на улицу Смоленскую, другие – на Духовщинскую ( Докучаева). Те ворота были прочные, состояли из: арки, закругленной кверху в середине, а сверху были квадратные три выступа, в среднем располагалась икона святого Николая Чудотворца. С правой стороны к арке располагалась церковно-приходская школа на 50 мальчиков и 50 девочек, срок обучения был 3 года обучения.
А 1925 году к храму при надлежала площадь в 105 кв.сажень. Количество граждан пользующихся – 600, посещаемость храма 200-300. В этом же году при храме были: священник – Воночков Сергей Флорович, Лебедев Павел Павлович, церковный сторож – Хохлов Нил Иванович, председатель совета – Хохлов Григорий Парфенович, члены совета – Щепочкин Николай Павлович, Хохлов Аркадий Сергеевич, Пувенкин Алексей Андреевич.
В 1941 году при отствуплении наших войск Николавеская церковь была взорвана, так как в ней находилась пекарня и после жители города ходили разгребать руины и доставали из них буханки хлеба.

ПРИЛОЖЕНИЕ: «В 1630 году находилась за рекою Вязьмою по Смоленской дороге церковь Козьмы и Демьяна, деревянная… церковь теплая с трапезною святых страстотерпцев Бориса и Глеба, в церкви Козьмы и Демьяна икона местная, образ Живоначальныя Троицы, на золоте, икона местная Пречистыя Богородицы Неопалимая Купина, на золоте. Икона местная. Козьмы и Демьяна, на празелени. Икона местная, пророка Илии, на золоте,икона местная, великомученицы Параскевы, нарицаемой Пятницей, две свечи поставные два пуда с четвертью, двери царские, где Иисус, праздники и пророки, на золоте. В церкви Бориса и Глеба икона местная, образ Отечество, на золоте. Икона местная, Пречистыя Богоридицы Одигитрии, на золоте.
В обеих церквах : евангелие напрестольное печатное. Евангелие толковое, Апостол, Минея общая, триодь цветная, печатные,- Устав, шестоднев, две Минеи: сентябрь и Октябрь, триодь постная, - письменные. Колокольница рубленая, а на ней три колокола полшеста пуда, три колокола по четверти пуда,- а в церквах всякое церковное строение мирских людей приходских, да на церковной земле поп Григорий Григорьев, вдоль двора и огорода 8 сажень, поперек 27 сажень, а по другую сторону к церкви, огороду церковная ж земля, огород попа Григория к дороги, вдоль огорода 28 сажень, поперек 18 сажень, да проскурницы Дарьи вдоль двора и огорода 8 сажень поперек, тож, место дворовое пономарское, вдоль 20 сажень, поперек 7 сажень. Место церковное бобыльское, вдоль 10 сажень, поперек полпяты сажени».
НИКИТСКАЯ (АФАНАСЬЕВСКАЯ) церковь. Где сейчас располагается Налоговая инспекция, по ул.Ленина дом № , находилась церковь во имя мученника Никиты.
Предполагают, что этот храм был построен одним из первых в городе, так как по легенде, на этом месте стоял языческий бог Перун, который был свергнут при крещении города Вязьмы и на этом месте был воздвигнут православный храм.
В 1595 году на этом месте, близ деревянных московских ворот упоминается деревянный храм во имя Афанасия Александрийского с приделом Александра Снирского и великомученика Никиты. В писцовой книге князя Волконского сказано: « А церковь и в церквях всякое строение все Государево».
До Литовского разорения 1627 года Государева жалования руги было к той по полтора рубля на попа, да хлеба по 11 четверти с полосминою ржи каждому попу и овса потомуж и четыре гривны деньги.
В 1646 году после Литовского разорения (в писцовой книге сказано: « Церковь строена мирских людей, где Иисус и образы местные, строения Государева, а книги и ризы, и колокола мирских и всяких чинов людей, и назвали ружной»).
«В этом же году приходских дворов было 14 дворов, а в них 12 человек мужчин, 21 человек детей, малолетних братьев и приемышей и 3 вдовы; по заниятиям: 1 – мясник, 1 – кожевник, 3 – кузнеца, 1 – крашенник, 1 – таможенный сторож, 1 – свечник, 2 – кормятся черною работою, 1 – масленник, 1 – калачник, 3 – сына вдовы, скорняшник, 1 – сын вдовы кормится черною работою».
В 1744 году на средства подъячего Вяземской Воеводской Канцелярии Спиридона Леонтьева с приходскими людьми был построен двухпрестольный каменный храм; холодный, во имя Афанасия Александрийского и теплый – во имя мученика Никиты.
В 1894 году на средства мещанина Василия Яковлевича Чемезинова устроен холодный придел – во имя великомученика Пантелеймона. В храме находилась осовенно почитаемая вязьмичами деревянная резная икона святого великомученика Никиты. Также по бокам царских врат стояли какие-то нерусские деревянные статуи. Говорили, что это с того времени, как поляки заняли Вязьму и превратили церкви в костелы. В 1914 году в церкви был священник отец Алексей.
Храм состоял из двухсветового четверика с четырехскатной крышей, на которой располагался световой восьмерик, сверх которого размещался барабан с куполом в виде шапки Мономаха. Четверик храма разделен лопатками на пять узких прясла, в центральных трех пряслах расположена дверь и два окна прямоугольные с чуть закругленными кверху, также расположены три окна, но они меньше по высоте. Верхний барабан , на котором расположен купол тоже световой. С востока к храму примыкает пятигранная апсида, коурытая фигурной крышей. С запада на ширину храма к четверику примыкает придел, он покрыт двухскатной крышей. Стены придела тоже расчленены на пять прясел узкими лопатками, и в них посередине расположены три в один ярус окна. С северной стороны к храму пристроен придел (в 1894г.), сверх него на двухскатной крыше располагалась главка на шейке. С западной стороны к приделу (св.великомученика Никиты) посередине примыкает трехярусная колокольня с равными ярусами, завершается колокольня фигурной крышей, переходящей в четырехгранный шпиль с крестом наверху. Первый ярус колокольни с дверью, по бокам которой находились по две полуколонки, между ними находилась ниша, во втором ярусе колокольни было большое окно в готическом стиле, он завершался фронтоном. Третий ярус был с большим арочным проемом для звона. Сверх всего располагался низкий четверик с круглыми отверстиями посередине.
В 1925 году к храму принадлежала площадь в 100 кв.сажень, количество граждан пользующихся – 550, посещаемость храма 60-100 человек. В этом же году при храме были: священник – Семенов Григорий Никифорович, церковный сторож и председатель совета – Баранов Борис Гаврилович, члены совета – Каленовский Михаил Афанасьевич, Суховолова Мария Семеновна, Коровкин Андрей Павлович, Иванов Афанасий Васильевич.
В 1929 году был закрыт при голосовании прихожан: за закрытие храма – 24, отказались – 94.
Храм сильно пострадал во время войны 1941-1945 годов, а в послевоенные годы был разобран и на этом месте построено здание горкома партии.

ПРИЛОЖЕНИЕ: В 1627 году на посаде, на Кузнецове улице – церковь ружная Афанасия Александрийского, деревянная, клецкая, а в ней придел Александра Свирского , да церковь теплая, великомученика Христова Никиты, деревянная, Клецкая, а в церкви Афанасия Великого, икона местная, Образ царицы в киоте, на золоте, икона местная, Образ Пречистыя Богородицы Одигитрии, на золоте в киоте, двери царские и сень, и столпцы на золоте, где Иисус и пророки на празелени, праздники на золоте, да в алтаре Образ Пречистыя Богородицы запрестольной, на золоте. А в приделе Александра Свирского икона местная, образ Александра, на золоте, икона местная, Сошествие св. Духа в киоте, на золоте, икона местная, Пречистыя Богородица Одигитрия, на золоте, двери царские и сень, и столпцы на празелени, икона местная, образ Илии Пророка в киоте на празелени, икона местная, Образ Афанасия Великого и Кирилла Александрийского на празелени. А в церкви великомученика Христа Никиты – икона местная, Образ святого великомученика Христова Никиты, на золоте, в киоте на рези с деянием,; икона местная, Образ Николы Чудотворца с деяньем, на золоте, икона местная ж Николы чудотворца на празелени; икона местная Пречистыя Богородицы Одигитрия на золоте, двери царские и сень, и столпцы на празелени, где Иисус на золоте, три свечи поставные, одна пуд весом, а две по полпуда, да во алтаре Образ Пречистыя Богородицы запрестольная на золоте, евангелие напрестольное, печатное, евангелисты медные, да книги: служебник печатный, Апостол печатный, девять миней месячных, псалтырь, Ус-авъ, шестоднев, минея общая триоды постная и цветная, все письменные, кадило медное, да колокольница на столбах, а на ней два колокола четыре пуда, три колокола три пуда А церкви и в церквах всякое строенье, все государево, а у той церкви служит поп Никифор Поликарпов, а по сыску и по допросу поповского старосты козьмодемьянского попа Григория Григорьева и посадских попов и дьяконов до Литовского разорения Государева жалования – руги было из той церкви двум попам три рубля, по полтора рубля на попа, да хлеба по 11-ти четвертей с полосминою ржи каждому попу, и овса по тому ж; а ныне одному попу Государеву жалованья руги полтора рубля денего, да хлеба 11-ть четвертей с полосминою ржи и овса тож, да на свечи и на воск четыре гривны денег, а деньги сказали, емлют на Москве в большом приходе, а хлеба млют по городам, где государь укажет, а Государевой жалованной ружной Грамоты ни мают, а сказали, что в Литовское разоренье Государева Грамота исчезла, а емлют де они ныне Государево жалованье ругу деньги и хлеб, - против прежнего как имали до Литовского разорения, а в прежних писцовых в Васильевых книгах Волынского написано к той церкви Государева жалования руги тож, а на церковной земле живут поп Никифор, вдоль двора и огорода 20-ть сажен, поперек 4 сажени, дом проскурни Акулины, вдоль двора и огорода 20 сажень, поперек 4 сажени.
В 1889 году церковным старостой Вяземской градской Афанасьевской церкви, Вяземским мещанином Иваном Ефимовичем Чемизовым пожертвовано на обновление внутри и снаружи приходской церкви 1000 рублей.



Литература:

Смоленские Епархиальные ведомости 1882 год № 21 С.572-573
Смоленские Епархиальные ведомости 1889 год № 2 С.65


ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ВАРВАРЫ на Фроловском кладбище. В конце улицы Перновского полка расположено Фроловское кладбище, на нем, на центральной аллее, с правой стороны окруженной оградой стоял каменистый храм с колокольнею. Построенный в 1793 году на средства купца Чамова. В нем: престолы во имя архидиака Стефана и во имя святой великомученицы Варвары. Кладбище было засажено, в основном, яблонями.
В 1925 году при храме земли было 70 кв. сажень, а посещаемость храма – 100 человек.
В начале января 1930 года была закрыта церковь и передана под склад «Союзхлебу».
Уже во время второй мировой войны церковь была частично разрушена, а совсем была разобрана во второй половине 1950-х годов.


ЦЕРКОВЬ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» на Воскресенском кладбище. На Дмитриевой горе на улице Парковой, где сейчас дом № 4, находилась каменная церковь в честь иконы Божьей матери «Живоносный истоник» с теплым приделом в память Рождества Иоанна Предтечева. Построен сей храм был на средства купца Калашникова в 1785 году.
От храма через дорожку с южной стороны находилась каменная колокольня.
После войны 1941-45 годов, где сейчас памятник Горецкому, там сохранились три каменных столба с остатками кованной ограды. По этому фрагменту можно сказать, что кладбище было обнесено каменной оградой с кованными пролетами. Также вокруг кладбища был вырыт ров.
С восточной стороны кладбища располагалась еврейское старое кладбище, вытянутое в длину и обнесенное также рвом. За ним опять расположилось новое православное кладбище. На старом Воскресенском кладбище, в основном, были посажены кусты сирени.
В 1925 году при храме земли было 65 кв.сажень.


Примечание: По духовному завещанию умершего в 1871 году Вяземского Почетного потомственного гражданина Игнатия Неронова получила кладбищенская церковь Божьей Матери «Живоносный источник» 300 рублей, каковая сумма внесена на вечное время в кредитное учреждение с правом получения церковью процентов за поминовение Неронова.
Литература:
Смоленские Епархиальные ведомости за 1871 год № 10, С. 119-120



ЦЕРКОВЬ ВЛАДИМИРСКОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ на Троицком кладбище. Там, где сейчас находится машиностроительный завод, до войны 1941-1945 годов, находилось Троицкое кладбище с каменной церковью Владимирской Божьей Матери с приделами теплыми: во имя святого апостола Андрея Первозванного и святого великомученика Пантелеймона, построенный в 1795 году на средства купца Ивана Михайловича Лютова.
Храм состоял из четверика, сверх которого располагался световой восьмерик, на нем возвышался малый восьмерик и завершала всю эту композицию позолоченная шаровидная главка на шейке. С востока к храму примыкала пятигранная апсида (алтарь). А с западной стороны к храму примыкали приделы. Они были шире самого храма, и в них с южной и северной стороны были отдельные входы в каждый придел. К приделу с западной стороны примыкала трехярусная колокольня, ее завершала такая же главка, как и на самом храме. А по бокам от колокольни на стене придела были выделаны по кресту из кирпича. Цвет храма был красный с белыми деталями.
Кладбище было, в основном, засажено яблонями.
В 1921 году при церкви на Троицком кладбище было земли 75 кв.сажень, а посещаемость храма 150-200 человек.
Храм начали разрушать еще до 1941 года, а колокольня использовалась как каланча разместившейся поблизости пожарной части.

Примечание: Но постройку новой сторожки при кладбищенской Владимирской церкви г.Вязьмы от прихожан оной пожертвовано 1000 рублей.

Литература:
Смоленские Епархиальные ведомости за 1889 год, № 20, С.890


ДОМОВЫЕ ЦЕРКВИ ГОРОДА ВЯЗЬМЫ.

ЦЕРКОВЬ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО при Вяземской мужской гимназии.
При Александровской Вяземской мужской гимназии, по мысли директора гимназии, И.Е. Сироечковского, благодаря его хлопотам и заботливости, основана была в 1876 году церковь во имя святого великого и благоверного князя Александра Невского, имя которого носит высокий покровитель гимназии. Его императорское высочество, наследник, цесаревич, великий князь Александр Александрович.
На устройство церкви было пожертвовано: преподавателями гимназии 212 рублей, учениками 197 рублей 55 копеек, от Вяземского общества через городскую главу И.А.Ерохова – 200 рублей, от разных посторонних лиц – 287 рублей 80 копеек, от неизвестного лица – 100 рублей, от Адольфа Ивановича Герна – банковский билет в 100 рублей. Всего к началу постройки церкви с процентами по купонам серий было 1,111 рублей 45 копеек. Но расход при постройке ее оказался гораздо больше и недостающую сумму – 472 рубля по ходатайству директора гимназии, земство покрыло из суммы запасного капитала Александровской гимназии.
Храм устроен в верхнем этаже гимназического здания (в бывшем актовом зале) и в 1876 году 28 августа был освящен. Обязанность церковного старосты исполнял письмоводитель гимназии А.В.Александров. В 1880 году хозяйственным комитетом старостой церкви избран был 2-й гильдии купец И.А.Цветков, пожертвовавший на устройство и благолепие храма 1062 рубля 25 копеек.
Из икон церкви укажем на икону Спасителя, находящуюся в алтаре над жертвенником, пожертвованную преподавателями и учениками гимназии в память благополучного выздоровления Его Императорского Высочества Государя наследника, цесаревича, Высокого покровителя Александровский гимназии и с надписью: « Усердием учащих и учащихся 9 января 1873 года». Также были картины: «Моление о чаше» и «Снятие Спасителя со Креста». Первая – в самой церкви над плащаницей. Обе эти картины написаны бывшим учителем рисования Александровской гимназии В.Я.Ивановым. Последняя пожертвована им, а первая написана по заказу, старостой гимназической церкви И.А.Цветковым.
Собранные деньги в тарелочном сборе идут на оплату диакону приглашаемому из приходской церкви за совершение службы при гимназической церкви Александра Невского.
Гимназия находилась на углу улиц Просвещения и Покровского (Гимназическая улица).


ДОМОВАЯ ЦЕРКОВЬ В ЧЕСТЬ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ МОСКОВСКОГО.
Домовая церковь находилась на соединении двух улиц: Стачечной и Докучаева (большая Гайдуковская и Духовщинская), около дома № 33
Вяземская богатая землевладелица, госпожа Пельт, пожертвовала Свято-Троицкой женской общине около деревни Минина Фомищевской волости Вяземского уезда (ныне Торбеевский сельский округ Новодугинского района) двухэтажный каменный особняк с двумя флигелями на улице Духовщинской в г.Вязьме.
В сем доме на средства Свято-Троицкой женской общины была устроена церковь в честь Святителя Алексия Московского в начале ХХ века.
В 1918 оду дом национализировали, а в 1925 году, как бесхозный, разобрали на стройматериалы.



ДОМОВАЯ ПРИВОКЗАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ.
Церковь находилась на втором этаже при железнодорожном вокзале Сызраньской железной дороги. В 1925 году при храме были: священник Голынец Владимир Алексеевич, псаломщик и дьякон Длуит Иван Васильевич, церковный сторож Ткос Кирилл Степанович, председатель совета - Соколов Иван Константинович, члены приходского совета – Плуталов Михаил Александрович, Гаврилов Сергей Федотович, Гаврилов Федот Родионович, Ширлев Василий Васильевич, Воршин Иван Константинович, Крутовой Михаил Ламмович, Ширяев Сергей Захарович, Волков Матвей Григорьевич, Шаров Спинай Июсиович, Иванов Гурий Алексеевич, Васильев Сергйе Дмитриевич, Фелязов Василий Златокович.


ЦЕРКОВЬ СИМЕОНА СТОЛПНИКА находилась около Духовской церкви (площадь Ефремова). В 1630 году, в церкви Симеона Столпника, деревянной, клецкой, были иконы: икона местная Симеона Столпника, на золоте, ткона местная Образ Пречистыя Богородицы Одигитрии, на золоте. У Пречистыя Гривна серебряная, позолоченная, у младенца Иисуса венец жемчужный, лазоревой краски, двери царские, и праздники, и пророки на золоте, да в трапезе, где Иисус на празелени, а у той церкви всякое строение церковное, церковь мирских людей приходких, а у тех церквей (имеется в виду Духовская церковь) служит поп Савва Семенов.



ЦЕРКОВЬ ПРИ ВЯЗЕМСКОЙ ТЮРЬМЕ.
При городской тюрьме, построенной по приказу Екатерины П, на улице Дмитриева гора, церковь называлась «Белая лебедушка».
Храм состоял из вытянутого с востока на запад четверика, сверх которого располагался малый четверик с куполообразной крышей и с крестом на шаре. Вход в храм был с западной торцовой стороны для заключенных и с южной стороны, с первого тюремного двора, для прихожан. Также храм был разделен пополам решеткой: одна стороны для заключенных, а вторая – для прихожан.


ПОЛЬСКИЙ КОСТЕЛ
В 1868 году в стиле эклектики в г.Вязьме построили костел. Он располагался на улице 1Мая (улица Леляновская), перед домом № 2 (городской суд). Его западный фасад, приподнятый над кровлей одноэтажного основного объема, выходил на красную линию улицы. Крутые контрфорсы по флангам и тяжелые скаты щипца были темными и выделялись на белом фоне стены, как т два высоких латинских креста, помещенных выше портала от уровня его арочных пят. Темная дуга между латинскими крестами огибала светлый равноконечный крест по оси портала. Стык скатов щипца, опиравшихся на ступенчатую аркатуру, занимала арочная эдикула, увенчанная высоким светлым крестом латинской формы. Окна в костеле прямоугольные, высокие, без всяких наличников. На двухскатной железной крыше размещены слуховые трехугольные окна.
В начале января 1930 года Вяземским городским Советом было принято решение о ликвидации имущества польского костела и передачи здания под пионерский клуб.

Примечание: В 1854 году в г.Вязьме римско-католиченского вероисповедания было 3 мужчины и 4 женщины.

Литература:
Памятная книжка Смоленской губернмм на 1855 год. Смоленск, типография губернского правления ,1855 год, С.67



ЧАСОВНИ ГОРОДА ВЯЗЬМЫ

ЧАСОВНЯ ПРИ «УБОГОМ ДОМЕ».

Часовня находилась на Русятке, около моста. Состояла она из четверика, сверх которого была фигурная четырехскатная железная крыша с круглым барабаном, на котором восседал купол, часовня была каменная.
Из собора совершались крестные ходы в четверг на седьмой «седмице» после пасхи – за город, к часовне, называемой «Убогий дом», где, по преданию, погребены все умершие без покаяния, в часовне совершалась панихида.

ЧАСОВНЯ БЛИЗ ЕКАТЕРИНИНСКОГО КЛАДБИЩА.

Часовня каменная, располагалась на соединении улиц Докучаева (Духовщинская) и Пушкина (Грачевка), состояла из четверика, с трех сторон в ней были узкие, чуть закругленные окна, а с четвертой стороны – дверь. Крыша у часовни четырехскатная, сверх которой на шарике располагался крест. Внутри она была чисто белая. Разрушали ее примерно в 1936-37 годах.


ЧАСОВНЯ НА ЕКАТЕРИНИНСКОМ КЛАБИЩЕ.

В северо-восточном углу кладбищенской ограды, около улицы Докучаева (Духовщинская) располагалась круглая часовня. Она состояла из круглого цилиндра, на котором размещалась куполообразная крыша, на которой размещались шар с крестом. Вход в часовню располагался с западной стороны. Внутри, с право стороны от двери, находилась кружка с крышкой для сбора денег, а прямо на восточной стороне висела икона.